Подгорецкий замок (село Подгорцы): от королевской резиденции до тубдиспансера
Подгорецкий замок (село Подгорцы): от королевской резиденции до тубдиспансера

Подгорецкий замок (село Подгорцы): от королевской резиденции до тубдиспансера

На протяжении столетий Подгорецкий замок вызывал восхищение у современников и был настолько знаменит своей красотой, что его парки, итальянский и французский, послужили образцом для Версаля и для парка в Петергофе. Он успел побывать и в статусе резиденции польского короля и туберкулезным диспансером при советской власти. Этот уникальный замок, как птица феникс, много раз уничтожался и однажды сгорал, для того чтобы потом возродиться из упадка и пепла еще более прекрасным.

Сейчас он снова на пути к возрождению, а посетителям он может подарить не только свою красоту и богатую историю, но и жутковатую тайну, лихо замешанную на мистике и старинном проклятье.

Привидение Белой Пани в Подгорецком замке

Местные жители и некоторые специалисты утверждают, что в замке происходят необъяснимые явления. В свое время, даже находились реальные свидетели из тех, кто видел собственными глазами приведение. В сети можно найти фотографии паранормальных изображений из этого места.

По легенде один из владельцев замка убил свою жену и заживо замуровал ее в одной из стен замка. Красивая женщина в белом платье регулярно появляется в коридорах и в комнатах, ее видят даже в парке.




Одно из фото, на котором, якобы, удалось запечатлеть привидение Белой Пани →

Местные жители и некоторые специалисты утверждают, что в замке происходят необъяснимые явления. В свое время, даже находились реальные свидетели из тех, кто видел собственными глазами приведение. В сети можно найти фотографии паранормальных изображений из этого места.

По легенде один из владельцев замка убил свою жену и заживо замуровал ее в одной из стен замка. Красивая женщина в белом платье регулярно появляется в коридорах и в комнатах, ее видят даже в парке.

Одно из фото, на котором, якобы, удалось запечатлеть привидение Белой Пани
По мнению исследователей паранормальных явлений, она не нашла успокоения, а потому просит, чтобы кто нибудь нашел ее останки и предал их земле. По мнению исследователей, в пользу факта о присутствии в Подгорецком замке привидения, говорят архивные записи двухсотлетней давности. В них приведение называют «наша Марысечка», а признаки ее присутствия выражались в перемещающихся самостоятельно предметах, самопроизвольно открывающихся и хлопающих дверях, а также в подозрительном шелесте, шорохах и звуках ходьбы.

В 2013 г. здесь делали реставрацию, во время которой специалисты делали снимки. На некоторых из этих фото, отчетливо заметен белый силуэт женщины.
Это может быть игрой света и тени, но, с другой стороны, как объяснить, что привидение часто видят в замковом парке

Экспозиция с призраком

В одном из помещений замкового подземелья организована тематическая экспозиция, где посетителей ждет встреча с этим призраком, Белой Пани. Здесь старательно создана такая атмосфера, чтобы с первых секунд любой смог прочувствовать мистический дух, которым пропитан Подгорецкий замок.

Стены комнаты выложена старинной кирпичной кладкой, потолки сводчатые, массивный арочный вход. Звучит проникновенная музыка, чувствуется запах сырого подземелья, а посетителей окутывает таинственный туман. Под потолком нависает кукла, наряженная в белое платье, которая изображает женщину-призрака. Вокруг нее здесь и затеян весь этот жутковатый перформанс.
Экспозиция с призраком Белой Пани в подвале Подгорецкого замка

По легенде:

Северин Ржевуский - граф, кладоискатель и алхимик
Граф Северин Ржевуский был тем самым владельцем Подгорецкого замка, которому приписывают убийство собственной жены, после которого в нем и появилось привидение Белой Пани. О графе ходили нехорошие слухи, будто он колдун, кладоискатель, алхимик и вообще, якшается с нечистой силой.

Поговаривали о мрачных алхимических экспериментах, которые он ставил в подвалах собственного замка для того, чтобы обрести молодость и бессмертие. А основой тех снадобий, которые делал граф, была кровь девственниц (они, якобы, в те годы стали частенько пропадать в местной округе).

По легенде, граф заподозрил свою жену Марию в том, что она ворует его снадобья и, при этом, употребляя их произносит некое заклинание. Основанием для подозрений послужило то, что граф стал замечать, будто его жена с годами не меняется, а остается все такой же молодой и красивой, при том что сам он, к тому времени, уже порядком поизносился.

В попытке выведать у жены секрет вечной молодости граф Ржевуский закрыл ее в подземелье, где она вскоре и умерла, перед тем прокляла весь графский род со словами: «Сколько ступеней отделяет меня от места моего погребения, через столько поколений род твой угаснет».

Муж умершей, видимо недолго думая, приказал замуровать тело жены в стену замка, да так, что ее темницу от места ее погребения отделяло всего 4 ступени. В результате, род Ржевуских полностью выродился через четыре поколения после смерти графа Северина.
Северин Ржевуский - граф, кладоискатель и алхимик
Граф Северин Ржевуский был тем самым владельцем Подгорецкого замка, которому приписывают убийство собственной жены, после которого в нем и появилось привидение Белой Пани. О графе ходили нехорошие слухи, будто он колдун, кладоискатель, алхимик и вообще, якшается с нечистой силой.

Поговаривали о мрачных алхимических экспериментах, которые он ставил в подвалах собственного замка для того, чтобы обрести молодость и бессмертие. А основой тех снадобий, которые делал граф, была кровь девственниц (они, якобы, в те годы стали частенько пропадать в местной округе).

По легенде, граф заподозрил свою жену Марию в том, что она ворует его снадобья и, при этом, употребляя их произносит некое заклинание. Основанием для подозрений послужило то, что граф стал замечать, будто его жена с годами не меняется, а остается все такой же молодой и красивой, при том что сам он, к тому времени, уже порядком поизносился.

В попытке выведать у жены секрет вечной молодости граф Ржевуский закрыл ее в подземелье, где она вскоре и умерла, перед тем прокляла весь графский род со словами: «Сколько ступеней отделяет меня от места моего погребения, через столько поколений род твой угаснет».

Муж умершей, видимо недолго думая, приказал замуровать тело жены в стену замка, да так, что ее темницу от места ее погребения отделяло всего 4 ступени. В результате, род Ржевуских полностью выродился через четыре поколения после смерти графа Северина.

На самом деле:

Граф Северин Ржевуский, младший сын коронного гетмана Вацлава Ржевуского, действительно с 1793 года был женат на дочери своего дяди коронного маршала Станислава Любомирского - Марии Констанце.

В отличии от легенды о призраке Подгорецкого замка, Марии Констанца пережила мужа на 29 лет и скончалась в возрасте 73 лет (в 1840 году) в Вене. Туда они с мужем переехали под конец его жизни, после того как Северин оказался в опале, ставшей результатом его ссоры с королем Станиславов Августом Понятовским (1732 - 1798).

Из легенды правдой является лишь то, что живя в Подгорцах (и уже после, в Вене), Северин Ржевуский действительно увлекался алхимией и поисками старинных кладов в древнерусском городище Плиснеск, что рядом с Подгорцами.

Результатом их с Марией Констанцей счастливого 18-летнего брака стало рождение трех детей: Вацлава, Изабеллы и Марии.

История замка в Подгорцах

За всю историю замок в Подгорцах много раз разрушался и отстраивался заново, но до сих пор так и не может обрести прежний блеск после того упадка, который случился с ним во времена Советской власти.
Этот замок много раз разрушался и однажды горел, для того, чтобы потом возродиться еще более прекрасным

Род Подгорецких

Первое упоминание про «дворище Бастиев» в селе Подгорцы (оборонные укрепления, которые присутствовали на месте Подгорецкого замка), датируются, примерно, 1440 годом. Появилось оно в грамоте, короля Владислава III Варненчик (1424 - 1444), которой он оформил возврат Ивану Подгорецкому (известен также, как Иван из Подгорцев) прежних привилегий, утраченных им после захвата прежним польским королем Владислава II Ягайло (1362 - 1434) земель входящим в состав, так называемого, «Олеского ключа». В число этих привилегий входило право владения селом Подгорцы.
Колодец - единственный свидетель тех времен, когда замок был еще "дворищем Бастиев»

Конецпольские: превращение «дворища Бастиев» в укрепленный дворец

Поворотным моментом в истории замка стал его переход (в в 1633 году) к коронному гетману Станиславу Конецпольскому (1594 - 1646). Он заказал проект реконструкции замковых укреплений и постройку шикарного дворца в стиле барокко.

Строительные работы велись пять лет, с 1635 по 1640 гг., в результате чего замок обрел черты дворца и небольшой оборонительной крепости. Появились балюстрады и скульптуры, замковый комплекс получил нынешнюю четырехугольную форму, надежные оборонительные стены и ров, который окружал его с трех сторон.

Станислав Конецпольский
При нем “дворище” в Подгорцах перестроено в укрепленный дворцовый комплекс
Поворотным моментом в истории замка стал его переход (в в 1633 году) к коронному гетману Станиславу Конецпольскому (1594 - 1646). Он заказал проект реконструкции замковых укреплений и постройку шикарного дворца в стиле барокко.

Строительные работы велись пять лет, с 1635 по 1640 гг., в результате чего замок обрел черты дворца и небольшой оборонительной крепости. Появились балюстрады и скульптуры, замковый комплекс получил нынешнюю четырехугольную форму, надежные оборонительные стены и ров, который окружал его с трех сторон.

Станислав Конецпольский
При нем “дворище” в Подгорцах перестроено в укрепленный дворцовый комплекс
В то время, как резиденцией Станислава Конецпольского был замок в Бродах, замок в Подгорцах служил ему укрепленной виллой, куда гетман приезжал отдохнуть после трудов ратных. Подтверждением этому служит надпись, встречавшая гостей, над въездными воротами: «Венец ратных трудов — победа, победа — триумф, триумф — отдых».
При Станиславе Конецпольском бывшее "дворище" обрело укрепленные стены с башнями-бойницами и глубокий ров
Во время крестьянского восстания под командованием Богдана Хмельницкого замок, по некоторым сведениям, повстанцы брали штурмом три раза (в 1648, 1651 и в 1655 гг.). С каждым из этих штурмов замковый комплекс получал частичные разрушения. По дошедшим до нас сведениям, сам дворец пострадал не сильно, а вот замковый парк получил такие сильные повреждения, которые после восстановить так и не удалось. В частности, была повреждена оросительная система, остатки которой крестьяне находили еще в 19 веке.
Герб рода Конецпольских (в самом верху) над въездными воротами, до сих пор напоминает о том, кто перестроил "дворище" в Подгорцах в укрепленный дворцовый комплекс
После того, как восстание пошло на спад Александр Конецпольский (сын Станислава Конецпольского) в 1680 году начал реконструировать дворец и парковую зону. По некоторым данным, реконструкция обошлась в сумму, порядка 100 000 талеров, но так и не была до конца окончена.

Собеские: получение замком статуса королевской резиденции

Станислав Конецпольский (сын Александра), не имевший детей, перед смертью завещает Подгорецкий замок Якубу Людвику (1667 - 1737), сыну польского короля Яна III Собеского в счет платы за восстановление своей резиденции - замка в Бродах, сильно пострадавшего в результате разрушительной польско-турецкой войны.

Но так как Якуб был еще несовершеннолетний, по закону, подаренные ему владения перешли под надзор его отца Яна III, в результате чего Подгорцы стал королевским замком. Начало правление рода Собеских и вплоть до 1688 года, стал периодом его наибольшего расцвета.

Когда замок был королевской резиденцией, его интерьеры поражали очевидцев своим великолепием. С той поры сохранились названия тематических комнат, присутствовавших в замке (Китайская, Золотая, Рыцарская, Зеленая, Зеркальная, Мозаичная). Стены украшали портреты выдающихся деятелей Речи Посполитой того времени, а также картины выдающихся творцов эпохи Возрождения: Рубенса, Тициана, Караваджо.

Но в 1688 году замок опять подвергся сильнейшему разрушению в результате штурма турецко-татарских войск.
Рыцарский (справа) и Китайский (слева) залы Подгорецкого замка
Рыцарский (вверху) и Китайский (внизу) залы Подгорецкого замка
Зеленый (слева) и Золотой (справа) залы Подгорецкого замка
Зеленый (вверху) и Золотой (внизу) залы Подгорецкого замка

Ржевуские: капитальная реконструкция замкового комплекса и появление привидения

В 1720 году Станислав Матеуш Ржевуский (1662 - 1728), на тот момент - коронный гетман Речи Посполитой, выкупает полуразрушенный Подгорецкий замок у сына Яна III, Константина.

С родом Ржевуских связан еще один период подъема Подгорецкого замка. После покупки новый владелец постарался придать новой собственности былую роскошь и вложил существенные деньги в реконструкцию.

Станислав Матеуш Ржевуский
В 1720 году Станислав Матеуш Ржевуский (1662 - 1728), на тот момент - коронный гетман Речи Посполитой, выкупает полуразрушенный Подгорецкий замок у сына Яна III, Константина.

С родом Ржевуских связан еще один период подъема Подгорецкого замка. После покупки новый владелец постарался придать новой собственности былую роскошь и вложил существенные деньги в реконструкцию.

Станислав Матеуш Ржевуский
Его дело продолжил сын Вацлав Петр Ржевуский (1706 - 1779), которому в 1728 году замок достается по наследству. При нем дворец получил третий этаж, вместо старого подъемного моста соорудили "Гетманский заезд".

Замок приобретает как новый внешний вид, так и полностью меняется его интерьер. Вацлав со всего мира свозит произведения искусств и памятники древности. Основана библиотека, которая, в последствии, насчитывала порядка 6000 томов.

Вацлав Петр Ржевуский
Его дело продолжил сын Вацлав Петр Ржевуский (1706 - 1779), которому в 1728 году замок достается по наследству. При нем дворец получил третий этаж, вместо старого подъемного моста соорудили "Гетманский заезд".

Замок приобретает как новый внешний вид, так и полностью меняется его интерьер. Вацлав со всего мира свозит произведения искусств и памятники древности. Основана библиотека, которая, в последствии, насчитывала порядка 6000 томов.

Вацлав Петр Ржевуский
Также при Вацлаве Ржевуском, в 1766 году, построен замечательный костел святого Иосифа и Воздвижения, рядом с замком.

Однако, при нем же, случился еще один период упадка. Сосланный князем Репниным (имел большое влияние при дворе Речи Посполитой), сначала в Смоленск, а затем в Калугу, Вацлав Ржевуский не смог ничего противопоставить, разграблению замка отрядом русских солдат (под предводительством того же Репнина), а затем и передаче его в собственность австрийских властей (в 1772 году).
Костел святого Иосифа построен в тот период, когда замком владел Вацлав Петр Ржевуский
Только через 15 лет сын Вацлава - Северин (тот самый, с которым связывают появление в замке привидения), уже после смерти отца, выкупил часть его имений. За 251 000 злотых Северин купил на аукционе села Подгорцы, Хватов, Гутище и Загорцы, принадлежавшие его отцу. Вместе с Подгорцами в собственность Ржевуских вернулся и Подгорецкий замок.

Следует отметить, что при Северине Ржевуском и его жене Марии Констанции Любомирской (1761 - 1840), несмотря на дурную славу хозяина замка, как алхимика и колдуна, замок поддерживался в относительно неплохом состоянии.


Многочисленные каменные статуи в стиле барокко появились после капитальных реконструкций парковой зоны в период владения замком рода Ржевуских →

Только через 15 лет сын Вацлава - Северин (тот самый, с которым связывают появление в замке привидения), уже после смерти отца, выкупил часть его имений. За 251 000 злотых Северин купил на аукционе села Подгорцы, Хватов, Гутище и Загорцы, принадлежавшие его отцу. Вместе с Подгорцами в собственность Ржевуских вернулся и Подгорецкий замок.

Следует отметить, что при Северине Ржевуском и его жене Марии Констанции Любомирской (1761 - 1840), несмотря на дурную славу хозяина замка, как алхимика и колдуна, замок поддерживался в относительно неплохом состоянии.

Многочисленные каменные статуи в стиле барокко появились после капитальных реконструкций парковой зоны в период владения замком рода Ржевуских
Однако после их смерти, при их сыне, Вацлаве Северине Ржевуском, замок снова стал медленно приходить в упадок. Так происходило потому, что новый наследник постоянно путешествовал и не уделял своей собственности должного внимания.

Окончательный упадок настал при Леоне Ржевуском (1808 - 1869), сыне Вацлава, который хоть и реставрировал замок, в течении 30 лет, однако не имел на полную реконструкцию достаточного количества денег.

Сангушко: семейная галерея, разрушение и попытка сохранить то, что осталось

В 1865 году старый Леон Ржевуский, у которого не было наследников, продает Подгорцы князю Владиславу Сангушко (1803 - 1870) на условиях его полной реконструкции. Владислав, практически сразу же (в 1867 году), передал замок во владение своему Сыну Евстахию Станиславу (1842—1903), который начал его масштабную реконструкцию. При нем были полностью заменены перекрытия, отремонтированы стены, покрыты новые плиты на террасах и части восстановлен замковый парк.

Князь Владислав Сангушко - купил Подгорцы у Леона Ржевуского →

В 1865 году старый Леон Ржевуский, у которого не было наследников, продает Подгорцы князю Владиславу Сангушко (1803 - 1870) на условиях его полной реконструкции. Владислав, практически сразу же (в 1867 году), передал замок во владение своему Сыну Евстахию Станиславу (1842—1903), который начал его масштабную реконструкцию. При нем были полностью заменены перекрытия, отремонтированы стены, покрыты новые плиты на террасах и части восстановлен замковый парк.

Князь Владислав Сангушко - купил Подгорцы у Леона Ржевуского
До 1914 года замок был частной галереей рода Сангушко, куда был свободный доступ для всех желающих. Но в 1915 году его снова разграбили, на этот раз - российские войска под командованием генерала Брусилова. Это случилось после отступления отряда V австро-венгерского армейского корпуса, дислоцировавшегося здесь в начале Первой мировой войны.

Разграбление замка продолжилось и после того, как в 1916 году войска Австро-Венгрии вернули себе контроль над замком и австрийское командование, пользуясь своим положением, переправило часть коллекции на запад в село Гумниску.

Последний владелец из рода Сангушко - Роман приложил немало усилий для восстановления как самой резиденции (порядком разрушенной после Первой мировой и Польско-Советской войн), так и ее художественной коллекции. С разной интенсивностью реконструкция велась до 1939 года, когда замок реквизировали в государственную собственность, уже при Советской власти.

Советская власть: туберкулезный диспансер и кино

Вторая мировая война и вандалы снова довели замок до частичного разрушения и полного разграбления. После мародеров, более-менее, нетронутыми остались лишь плафоны и то потому что висели высоко на потолках и до них было тяжело добраться.

По окончании боевых действий, в 1945 году, замок передают Львовскому историческому музею, а затем, после того как стало известно, что денег на реконструкцию не будет - Министерству здравоохранения СССР (в 1947 году).

В 1949 году здесь открыт санаторий для туберкулезных больных, а уже в 1956 году в нем происходит грандиозный пожар, длившийся три дня, в результате которого дворец остается полностью без крыши.
Деревянные лавочки в замковом парке - напоминание о тех временах, когда замок был туберкулезным диспансером
Отремонтировали все лишь в 1960 году (все это время он представлял из себя печальное зрелище и стоял без крыши) для того, чтобы снова отдать его под санаторий. Например, в "Рыцарском зале" был обустроен гинекологический кабинет, а в здании бывшей часовни - ординаторская. И только в 1997 году, под давлением общественности, удалось выселить туберкулезный санаторий из стен Подгорецкого замка.

А кстати:

Кино в Подгорецком замке начали снимать еще с 1940 года. Тогда, первым фильмом снятым в его стенах, стал "Богдан Хмельницкий" (здесь снимались сцены атаки полков Яремы Вишневецкого на польские редуты, роль которых исполнял замковый комплекс).

В 1968 году, в "Гетманский заезде", что рядом с замком, снимали сцены фильма "Ошибка Оноре де Бальзака". Примечательно, что в этой сцене речь шла о поездке героя фильма на встречу с Эвелиной Ганской из рода Ржевуских.

Следующей картиной в фильмографии замка стал, снятый в 1974 году, режиссером Ежи Гофманом фильм "Потоп". Тут он сыграл роль литовского замка в Кейданах, князей Радзивиллов.

Самый знаменитый фильм снятый здесь, конечно же, «Д`Артаньян и три мушкетера». В 1979 году в Подгорцах снималась сцена, в которой Д`Артаньян спешит вернуть подвески королеве Франции.

В том же, 1979 году, Подгорецкий замок появился в фильме «Дикая охота короля Стаха».

Что сегодня можно увидеть в Подгорецком замке

Архитектурный ансамбль Подгорецкого замка состоит из костела, французского и итальянского парков, постоялого двора и дворца, выполненного в стиле барокко. Замок стоит на небольшой горе и лицевым фасадом "смотрит" туда, где сейчас пролегает современная трасса. Это настоящий дворец эпохи Ренессанса, укрепленный от нападения, а с его стен открывается прекрасный вид вокруг.
Замок стоит на небольшой горе, с балкона открывается великолепный вид на Подгорцы
Этот замок потрясающе красив. Парк вокруг дворца, хоть и порядком запущен, но, все еще очень прекрасен и напоминает Версальский (особенно если смотреть на него с высоты коптера). Замковый двор и все парковое пространство раньше украшали фонтаны, скульптуры и оранжереи.

До наших дней сохранились все строения, но внутреннее убранство дворца утрачено безвозвратно, хотя и реставрируется постепенно, усилиями волонтеров и благотворительного фонда "Подгорецкий замок". Замок может стать вторым Версалем, при должных вложениях. Однако, на данный момент, реставрация идет медленно, потому как государство плохо финансирует восстановление замка.

Тут отличная локация для фотосессий. На первый взгляд это не замок вовсе, а самый настоящий дворец и, если повезет с погодой, то здесь вообще сказка. Аллея замка еще сохранили следы былой роскоши, когда то они были наполнены цветами, по ним гуляли павлины, росли (и сейчас растут) стройные кипарисы.
Несмотря на свой обветшалый фасад, этот замок - отличная локация для фотосессий
Замок имеет форму квадрата. Так как это еще и крепость, величественное строение с трех сторон окружено глубоким рвом и земляным валом, над которыми возвышаются оборонительные стены. Сохранились следы старинных инженерных сооружений: водостоки, вентиляция подвалов, остатки системы полива.
Парк вокруг дворца напоминает Версаль, особенно с высоты коптера
Заходя через мост и большие ворота (ранее в них спокойно могли въехать два всадника) попадаешь в замковый двор. Народу здесь довольно много, даже в будний день. Сначала попадаешь в небольшой дворик со старинным колодцем глубиной 38 метров. В глаза сразу бросаются красивые лестницы, ведущие к портику с изящными колоннами, которые подпирают балкончик в средиземноморском стиле (сейчас на него можно выйти из внутреннего зала).
Попадая в замковый двор сразу обращаешь внимание на красивые лестницы и портик с изящными колоннами
Внутри от старых интерьеров мало что осталось, но видно, что их восстанавливают. Западное крыло предназначалось для общественных мероприятий, восточное – личные покои хозяев. Восстановлены мраморные арки на дверях и каминах, кругом вывешены старые фотографии 19 века, на которых запечатлен замковый комплекс и костел.

Но о позолоченных лестничных пролетах и потолках, а также об искусной и богатой отделке Китайского, Золотого, Мозаичного, Рыцарского и других залов и кабинетов, на сегодня, напоминают лишь немногочисленные фото.
Дворец постепенно реставрируется усилиями волонтеров, но из за недостатка финансирования работы идут медленно
Для посещения внутри, замок впервые открыли только в конце 2018 года, когда в его стенах открылась постоянная выставка картин "История забвения". В коллекции представлены картины художников XVII—XVIII вв. - Шимона Чеховича, Гиацинта Олесинского, Якоба Йорданса, Шарля Ле Бруна, Яна Де Баана и многих других польских, немецкий, голландских и французских художников.

Кроме художественной выставки и экспозиции в подвале, посвященной привидению Белой Пани, для посетителей в Подгорецком замке, по состоянию на начало 2021 года, работает тематическая мини-экспозиция лаборатории графа-алхимика Северина Ржевуского, которая тоже располагается в замковом подвале.
Экспозиция алхимической лаборатории графа Северина

А кстати:

В 1939 году здесь нашли 39 рыцарских панцирей и 65 гусарских пик 18 века. Они принадлежали воинам роты Ржевуского.

Костел святого Иосифа и Воздвижения в Подгорцах

В 370 метрах, с южной стороны от Подгорецкого замка, прямо напротив центральной аллеи, стоит римско-католический костел - потрясающе красивая ротонда, изначально задуманная как фамильная усыпальница рода Ржевуских.

Строительство костела святого Иосифа началось в 1756 году, по указанию Вацлава Петра Ржевуского, который на тот момент владел Подгорцами. Архитектор Кароль Романус, который тогда служил при дворе Вацлава, спроектировал костел по образу и подобию туринской Базилики ди Суперджи (Basilica di Superga). А строил костел уже другой архитектор - Филиппо Хуава из Сицилии. По одним данным, строительство продлилось 7 лет, по другим - 10 лет.

Костел Святого Иосифа и Воздвижения в Подгорцах →

В 370 метрах, с южной стороны от Подгорецкого замка, прямо напротив центральной аллеи, стоит римско-католический костел - потрясающе красивая ротонда, изначально задуманная как фамильная усыпальница рода Ржевуских.

Строительство костела святого Иосифа началось в 1756 году, по указанию Вацлава Петра Ржевуского, который на тот момент владел Подгорцами. Архитектор Кароль Романус, который тогда служил при дворе Вацлава, спроектировал костел по образу и подобию туринской Базилики ди Суперджи (Basilica di Superga). А строил костел уже другой архитектор - Филиппо Хуава из Сицилии. По одним данным, строительство продлилось 7 лет, по другим - 10 лет.

Костел Святого Иосифа и Воздвижения в Подгорцах
Главный фасад ротонды, диаметр которой 12 метров, украшают 14 колонн в коринфском стиле. На этих колоннах, выстроенных в два ряда, водружен портик с надписью «IN CULTUM DOMINI DEI NOSTRI EXODI», а уже над ним, будто парит, массивный купол.
На 12 колоннах водружен портик с надписью «IN CULTUM DOMINI DEI NOSTRI EXODI»
Внутри костел выполнен в стиле французского рококо, а его роспись приписывают авторству Лукаша и Антония Смуглевичей (отца и сына).

По периметру портика, с лицевой стороны костела, установлены 7 скульптур различных святых (ранее их было 8), которых Ржевусские считали собственными покровителями. Авторы этих скульптур итальянец Себастьян Фесингер и француз Леблас.
Скульптуры святых на портике костела св. Иосифа
Леблас создавал и те две скульптуры, которые сейас стоят по обеим бокам 300 метровой аллеи, ведущей к костелу от замка. Эти скульптуры изображают деву Марию с ребенком на руках и святого Иосифа. Ранее они стояли на 10-метровых колоннах в 80 метрах от костела.
Скульптуры Девы Марии с Иисусом на руках и св. Иосифа, ранее стояли на 10-метровых колоннах в 80 метрах от костела
Являясь неотъемлемой частью Подгорецкого замка костел часто страдал от разрушений точно также, как и весь остальной замковый комплекс. Например, в 1915 году, во время наступления российских войск, была разрушена одна из колонн, на которых стояли скульптуры, созданные скульптором Лебласом. Сегодня от этих колонн уже ничего не осталось, а скульптуры теперь установлены рядом с костелом.

В 1944 году, во время очередного наступления советских войск, снарядом полностью разрушена одна из стен, а также полностью уничтожена одна из восьми статуй, стоящих на портике костела.

Примечательно, что после того, как Подгорецкий замок передали под тубдиспансер и костел частично отремонтировали - он использовался в качестве личного гаража для главного врача санатория.
Костел св. Иосифа стоит в 370 метрах, с южной стороны от Подгорецкого замка, прямо напротив центральной аллеи

Как добраться до Подгорецкого замка из Львова

Замок находится рядом с селом Подгорцы (население почти 1100 человек) в Львовской области. Его координаты: 49°56'35''N, 24°59'0''E.

Село Подгорцы расположено в Бродовском районе, в 84 км к северо-востоку от Львова, вблизи трассы М-06 Киев—Львов.

С Львовского автовокзала курсируют автобусы до г. Броды. Выйди на остановке Загорцы, сразу увидишь замок, до которого поднимаются пешком по асфальтированной дороге либо по более короткому пути - по грунтовке.

Автотранспортом следуй по трассе Е-40 (М-06) в направлении г. Броды до развилки на Загорцы, а затем до Подгорцев.
Время посещения Подгорецкого замка: в летний период 11:00 — 18:00, зимой 10:00 — 17:00, по воскресеньям сокращенный рабочий день: 12:00 — 17:00, по понедельникам - выходной день. Касса работает до 16:00.
Расскажи друзьям:
Получай новое своевременно
Этот проект стал возможен при поддержке:
Ми сделали проект Nevdoma, чтобы мотивировать тебя путешествовать по Украине. Каждый месяц мы выбираем 10 интерсных мест и подробно пишем о том, для чого туда ехать.
Error get alias